Собор Архистратига Божиего Михаила и прочих сил небесных

— Отец, почему ты печален? — спросил ученик у старца.
— Люди разучились видеть истину. Трижды я показывал трем из вас белую одежду с грязным пятном. И спрашивал: что вы видите? Грязное пятно, — говорил каждый из вас. И ни один из вас не ответил: белую одежду.

      О Почитании Ангелов Божиих.55603830_391794476

Католическая и православная церкви имеют, как известно, особое почитание Ангелов. В «Догматическом богословии» митрополита Московского Макария это почитание Ангелов занимает несколько пунктов. «Памятуя, — говорит Макарий, — отношение к нам наших Ангелов-хранителей, научимся: а) внимать им, как нашим верным наставникам на пути истины и добра, и для сего всегда иметь отверстый ум и сердце для принятия их благих внушений; б) обращаться к ним с молитвою во всех наших нуждах и напастях, как к нашим предстателям пред Богом и хранителям душ и телес наших; в) любить их и благодарить за всю ту нежную и попечительную любовь, с какою они проходят свое служение нам грешным, и за все те благодеяния, которые нам оказывают; г) не огорчать их своею невнимательностью и худыми делами, напротив радовать их своим обращением к Богу и добродетельною жизнью» (т. I, 575). Кроме этого «по чувству справедливости» и благодарственной любви, — говорить тот же Макарий, — православные «обязываются» святить установленныя в честь ангелов празднества, чтить посвященные им храмы и преклоняться благоговейно пред их священными изображениями (так же стр. 574).

Основания, приводимые митрополитом, выражены в следующих пунктах:55603830_391794502

1) мы видим ангелов слугами самого Начальника и Совершителя нашей веры во все важнейшие минуты Его высокого служения человеческому роду. Именно: а) при Его появлении на землю, когда Ангелы возвестили зачатие Его предтечи (Лук. 1, 28), и Его собственное (Мат. 1, 20); б) при Его вступлении в должность общественного учителя, когда, после искушения Господа в пустыне от дьявола, Ангелы приступиша и служаху Ему (Мат. 4,11); в) пред Его крестною смертью, которою искупил Он нас от клятвы законныя: в саду Гефсиманском явился Ему Ангел с небес, укрепляя Его (Лук. 22, 43); г) при Его вознесении на небо (Деян. 1, 11), откуда ниспослал Он на апостолов Всесвятаго Духа.

55603830_3917944492) Ангелы служили и св. апостолам, которым поручил Господь, возносясь на небо, докончить начатое Им самим устроение на земле Его благодатнаго царства. Так, Ангел освободил апостолов из темницы, куда заключили было их враги креста Христова (Деян. 5, 19); Ангел же потом освободил из темницы одного апостола Петра (Деян. 12, 7); Ангел научил язычника Корнилия пригласить к себе этого апостола и принять от него крещение (Деян. 10, 3); Ангел утешал св. апостола Павла во время страшной бури на море, угрожавшей ему и бывшим с ним смертью (Деян. 27, 23) и проч. (т. I, 548).

Кроме этих новозаветных свидетельств, приводятся также и свидетельства Ветхого Завета: И. Нав. 5, 14; Суд. 2, 1—6; 13, 20; 4 Цар. 1, 3. 15—17; Пс. 33, 8; 90, 10. 11; Дан. б, 22; Откр. 22, 8. 9 и мн. др.

Величие ангелов

Ангелы видят лицо Отца Небесного (Мф. 18:10), окружают престол Божий, предстоят Богу, поклоняются Ему, прославляют Его и служа55603830_391794532т Ему (Исайи 6:3; Даниил. 7:10; 1 Пет. 3:22); превосходят людей «крепостью и силою» (2 Пет. 2:11).

Чины ангельские

Херувимы (Быт. 3:24 ), серафимы (Исайи 6:2 ), престолы, господства, начала (Кол. 1:16 ), силы, власти (1 Пет. 3:22 ), архангелы (1 Фес. 4:16 ) и ангелы (1 Пет. 3:22 ).

Каждый христианин имеет ангела хранителя

Ангелы, как члены единого Тела Христова — Церкви, посылаются Богом споспешествовать нашему спасению (Евр. 1:14; «ангелы их,» т.е. данные им — Мф. 18:10 ), помогают нам (Деян. 12:7-10; ср. Быт. 48:16; Иис. Нав. 5:14; Пс. 33:8; Товит. 12:15 и др.), наставляют нас в вере и благочестии (Суд. 13:14; Товит. 12:6-10 ), хранят нас от всякого зла (Пс. 90:10-11 ). Они не только побуждают хранимых к молитве, но с молящимися сами молятся и возносят наши молитвы к Богу (Тов. 12:12, 15; Зах 1:12; От 8:3 ). В Церкви апостольской существовала вера в бытие ангелов хранителей: «они же говорили: это ангел его» (Деян. 12:15).

Ангелам поклонялись

Авраам (Быт. 18:2 ), Лот (Быт. 19:1 , Иисус Навин (Иис. Нав. 5:14-15 , Товит (12:16 ), Давид (1 Парал. 21:16 ), Даниил (10:9, 15 ). Если праведники воздавали поклонением честь ангелам, а последние не отвергали их поклонения, то это служит нам примером для подражания.

Свидетельства древнехристианских отцов

Святого Василия Великого: «ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами. Ибо, как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни ангела отдаляет... грех... Как городские стены, вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения; так и ангел служит стеною спереди, охраняет сзади и с обеих сторон ничего не оставляет неприкрытым» .

Святого Иоанна55603830_391794587 Златоуста: «они же говорили: это ангел его» (Деян. 12:15). Отсюда очевидна истина, что у каждого из нас есть ангел... Прославлять ангелов — наш долг. Они, воспевая Творца, обнаруживают милость Его и благорасположение к людям. Я говорю об ангелах, о наших союзниках, ведущих войну против враждебных нам сил... Каждому из людей назначен ангел. Не моя это речь, но Священного Писания. Именно, когда девица Рода возвестила апостолам, что Петр, который ушел из темницы Ирода, стоит у дверей, те, не веря, говорили: это ангел его. И Спаситель также свидетельствует об этом" (Мф. 18:10 .

Блаженного Феодорита, епископа Киррского: «Владыка Христос сказал, что каждый человек поручен попечению единого ангела. Смотрите, говорит, не презирайте ни одного из малых сих, верующих в Меня, ибо ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

1) слово Божие запрещает почитание ангелов (Кол 2:18).
55603830_391794558
Колосские лжеучителя не признавали Иисуса Христа Главой Церкви («не держась главы» — стих 19 ); вместо Христа, как единого Посредника в деле спасения человека, они поставляли ангелов, в честь которых ввели служение («θρησκεία» от θρησκεια — обряд религиозный, служение Богу, богопочитание). Служение колосских еретиков ангелам было обоготворением их, идолопоклонством, от которого предостерегает апостол (Кол. 2:18). Православные, почитая святых ангелов, как высших существ, не обоготворяют их, веруют, что не ангелы, а Господь Иисус Христос устроил все потребное для нашего спасения и является Главою Церкви. Лжеучение колосских еретиков об ангелах сильно укоренилось во Фригии и Писидии, почему собор Лаодикийский (343 г.) постановил (35 правило): «не подобает христианам оставлять Церковь Божию и отходить и ангелов именовать и собрания творить. Это отвержено. Посему, если кто найдется упражняющимся в таком тайном идолослужении, да будет анафема, так как оставил Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия и приступил к идолослужению».

2) Ангел отверг поклонение ему (От 19:10; 22:8).

Ангел не принял поклонения от апостола потому, что последний, удостоенный откровения, был «сослужителем» ему и, следовательно, был равен по достоинству ангелу, а, по слову Божию, «без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:7), а не равным. В других случаях (Иис. Нав. 5:14-15; 1 Парал. 21:16 и др.) ангелы не отвергали поклонения. Достойно внимания, что апостол, несмотря на отклонение ангелом его земного поклона (19:10), увидев вторично ангела, падает вновь к ногам его (22:8), очевидно, в век апостольский Церковь почитала ангелов.

3) Ангелы все творят не по своей воле, а по воле Божией (Евр. 1:14), поэтому не следует их почитать.

Ангелы имеют свободную волю (Иуд. 1:6) и неуклонно исполняют волю Божию, споспешествуя спасению нашему, а «кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» (Рим. 14:18). Сектанты, отвергая почитание ангелов, верных слуг Божиих, Им посылаемых, отвергаются Посылающего их (ср. Лк. 10:16; Мф. 10:40).

55603830_391794618

Дмитрий Владыков, протоиерей Свято-Троицкая православная школа

Добавить комментарий



Храм Преображения Господня

2011