САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК № 24

Жизнь – как езда на велосипеде, если тебе тяжело – значит ты на подъеме!

cross1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК

№ 24

Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии       тел. 710-36-27, http://www.missiaspb.ru


НЕОЯЗЫЧЕСТВО.doc

РОДНОВЕРИЕ (НЕОЯЗЫЧЕСТВО)

Определение:

Неоязычество — совокупность новых религиозных движений (НРД), ставя­щих своей целью возродить дохристианские обряды и верования. Сами адепты этих НРД, как правило, не называют себя неоязычниками и относятся к этому термину с неприязнью. Они претендуют на преемство традиции, поэтому исполь­зуется самоименование «язычники».

Для славянского неоязычества в России весьма распространённым являет­ся название «родноверие». Впрочем, не все неоязычни­ки согласны с та­ким наименованием.

Основатели:

Истоки движения в России восходят к 1970-м годам. Авторами нео­языческой идеологии являются: В. Скурлатов, В. Щербаков, А. Иванов (Скуратов), В. Емельянов, А. Добровольский и ряд других. В 1980—1990 гг. возникло до­вольно большое чис­­ло неоязыческих общин, которые росли, объединя­лись друг с другом и распадались. Родноверие не имеет единого лидера, общей структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Однако в последнее время (начало XXI в.) ряд организаций пошёл по пути интеграции: возникли крупные родноверческие структуры, тяготеющие в свою очередь к взаи­модействию между собой, несмотря на имеющиеся противоречия.

Наиболее крупные неоязыческие объединения: «Союз славянских общин славянской родной веры» (ССО СРВ), «Круг языческой тради­ции» (КЯТ), «Велесов круг», «инглинги» (имеют ряд других названий), «Схорон еж славен». Общины имеются во многих городах России, есть несколько и в ближнем зарубежье (там активны и местные неоязычники). 

Религиозные доктрины:

Вероучительные положения неоязычников-родноверов весьма раз­нообразны. Мно­жественность религиозных концепций оформилась в характерном утвер­ж­дении: «Сколько родноверов, столько и родноверий».

Для части неоязычников весьма авторитетной является т. н. «Веле­сова книга» («Влесова книга») — якобы первоисточник, сообщающий сведения о славянской истории и верованиях самых древних времён. Подавляющим большинством учёных была оценена как фальшивка, написанная в эми­грантских кругах в середине XX века. Подробному разбору вопроса по­священа книга «Что думают учёные о ''Веле­со­вой книге''» (Сост. А. А. Алексеев — СПб., «Наука», 2004).

Представления о Боге довольно туманны и порой синкре­тичны. Общение с Богом/богами осуществляется путём исполнения различных обрядов (публичных и тайных), с использованием жертвопри­ноше­ний, заговоров, различных магических приёмов («волшбы»). Обря­ды, кален­дарь праздников, символика имеют очень большие отличия у разных род­новеров. С одной стороны, претензии на аутентичность (вплоть до утверж­дений, что родноверы — носители древней арийской ведической традиции), с другой — крайний субъективизм (каждому род­новеру бог является напрямую; человека кто-то или что-то «ведёт», его волей кто-то руководит). Нет объективных критериев нравственности.

Сравнение с христианством.

  • Родноверие. Часть родноверов – политеисты, но есть и пантеисты, и монотеи­сты, счита­ю­щие почитаемых ими богов проявлениями Еди­ного Бога (иногда именуется Родом): «Остальные боги есть лишь лики его, но­умены, воплощения, ипостаси» («Изведник русского язы­чества», 2003 г.). Но и сам Он – не бог в политеистическом понимании, а понятие, подобное Космосу античных философов.

Христианство. Бог един в трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух – Творец все­лен­ной. Иисус Христос – Сын Божий, воплотившийся Бог (Лк.1:28-35, Мф 3:16-17, 2Кор.13:13, 1Кор. 8:6, Мф.28:19, Ин. 3:16, Ин:1:18, Мк. 12:29, Иак. 2:19, Ин. 17:3, Иуд. 1:25, Ин. 14:26, 1Тим. 2:5 и др.).

  • Родноверие. Природа отождествляется с Богом/богами: «язычество – это обожествление Природы. <...> Для нас она – тело Божье, вместилище его Духа» (Радарь Мирослав). Существует пред­став­ление о делении мира на уровни: Явь, Правь и Навь («Велесова книга»). Подобный взгляд широко распространён в шаманизме.

Христианство. Мироздание и человек, как его вершина, созданы Богом. Цель жизни человека – добровольное соединение с Богом в любви (Быт. 1, Ин.1:3, Евр. 11:3, Лк. 10:27, Ин. 6:29, 1Ин. 3:23, Ин.17:3, 2Пет.1:4 и др.).

  • Родноверие. Всё происходит из при­роды. Сила в естественности, в сим­биозе с природой. Также поклонение предкам, роду и поддержка с их стороны: «Родолюбие есть любовь к Роду Всевышнему, а также любовь к своему роду или верви, связывающей человека с Предками, а через них с «Предком Предков» – Родом» (волхв Велеслав)

Христианство. Христос спас человечество Своей крестной смертью, и Своим Воскресением даровал верующим в Него победу над смертью и дьяволом. Мы вступаем в завет (союз) с Богом через Крещение, спа­саемся от греха, дьявола, смерти; обретаем вечную жизнь с Богом в Его Царствии (Ин. 3:16, Мк. 16:16, Ин. 6:40, 1Ин.4:9-10, Рим. 6:4, Кол. 2:12 и др.).

  • Родноверие. Представления о посмертной участи различны. Это м. б. ре­ин­кар­нация, обитание на одном из планов загробного мира: Ирий, Навь и т. п. (см. «Изведник»)

Христианство. После смерти душа временно разлучается с телом, в кон­це вре­мён они вновь соединяются, и воскресший человек обретает ту или иную вечную участь (в зависимости от его земной жизни, желания быть с Богом): вечное блаженство с Богом в Его Царствии или вечную муку (Мф. 16:27, Мф. 25:31-46, 2Кор.5:1-3, и др.).

Кроме того, родноверы имеют ряд исторических мифов: положи­тельного характера — о древних славянах, их истории, быте, верованиях, обрядах (особенно яркий пример носителя такой мифологии — «Велесо­ва книга»), так и отрицательного характера – о христианах. Например, в сети интернет широко рас­пространён многосерийный фильм «Игры богов», созданный «инглинга­ми» и содержащий крайне искажённую историю Церкви, а также другие выдумки. К официальной истории, хронологии, датировкам от­ношение у родноверов скептическое. Из летописей и археологических ис­следований принимают только то, что соответствует их взглядам на исто­рию.

Национализм является характерной чертой многих родноверов. Вкупе с антисемитизмом он создаёт почву для высказываний и действий, полных шовинизма и ксенофобии. Некоторые из родноверческих книг и других ресурсов были в судебном порядке признаны экстремистскими.

Родноверческие общины и объединения могут быть как авторитар­ными, так и весь­ма аморфными. Многое зависит от лидера(-ов) объединения, их взглядов и политики в отношении рядовых членов. В не­которых случаях родноверческие группы имеют признаки тоталитарных сект.

 

 

Некоторые родноверческие организации отнесены к деструктивным в справочниках:

  • Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. – Издание третье, дополненное и переработанное. – Том 3. Неоязычество. Часть 1 / Автор-составитель И. Куликов. М., 2000. – 394 с.
  • Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник №1. – Белгород, 2002. – 446 с. / Издание 3-е, дополненное.

Психологические аспекты.

Деструктивными являются такие группы, которые применяют обман при вовлечении и контроль сознания для своих членов без их на то согласия.

Обман при вовлечении

Для привлечения людей родноверческие группы предлагают принять участие в празднике, окунуться в «народные традиции», излечиться от болезней методами «традиционной медицины». На самом же деле происходит участие в неоязыческих обрядах, включая жертвоприношения. Далее, ряд исторических мифов используется для создания иллюзии непрекращающейся традиции «родной веры», «веры предков» — в противовес христианству как якобы чужой вере.

Контроль сознания заключается в контроле поведения, контроле информации, контроле мышления и контроле эмоций.

Контроль поведения у родноверов не всегда ярко выражен. Последователям предлагают изменить образ жизни или отдельные его элементы. Формируется узкий круг общения. Появляется агрессивность к инородцам и иноверцам. Могут быть вмешательства в личную жизнь адепта. Практикуются ритуальные действия, направленные на поддержание контактов с «богами».

Контроль информации заключается в изучении книг, просмотре фильмов, принятых руководством группы в качестве авторитетных. Скептические высказывания в адрес исторической науки (и других наук).

Контроль мышления. Формирование неоязыческой (а по сути – оккультной) системы ценностей, постоянное навязывание идей, пропагандируемых группой. Мир разделяется на «своих» и «чужих». Культивирование идей расизма, национализма, шовинизма. В ряде случаев — политическая антиправительственная пропаганда.

Контроль эмоций. Формируются эмоции осуждения «чужих» и гордости за свою верность «предкам» и «родным богам», и, как следствие, страх измены им.

Правовые аспекты:

  • Первый составленный Росрегистрацией федеральный список печатных и музыкальных произведений, признанных экстремистскими (всего 14), включает 5 брошюр волхва Доброслава (А. Добровольского). 01.03.2002 года Свечинский районный суд вынес Доброславу приговор по делу о разжигании межнациональной розни по отношению к евреям, религиозной вражды по отношению к христианству и унижении национального достоинства евреев.
  • О «Церкви инглингов» было сделано экспертное заключение. В 2004 г. была запрещена деятельность трёх общин инглингов, зарегистрированных в 1999—2000 гг. 16.06.2009 мировой судья Центрального округа Омска приговорил А. Хиневича (ст. 282.2 ч. 1 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») к полутора годам лишения свободы условно.
  • В 2006 г. А. Копцев напал с ножом на прихожан московской синагоги на Большой Брон­­ной. «Удар русских богов» В. А. Истархова была его настоль­ной кни­гой. Впоследствии она была включена в федеральный список экстремистских материалов.
  • В 2010 г. получили различные сроки заключения трое скинхедов, совершившие ряд убийств и организовавшие несколько терактов в 2008—2009 гг., в т. ч. взрыв в храме Святителя Николая в Бирюлёво (Москва) и попытку взрыва в ресторане «Макдоналдс». Как выяснилось, в основе их преступлений лежала националистическая и неоязыческая идеология.
  • Одна из самых активных (по данным Генеральной прокуратуры) экстремистских организаций в России — «Северное братство» — также руководствовалась в своей антигосударственной деятельности неоязыческим учением, соединённым с идеями национализма и сепаратизма (лозунг: «Русь против России»).

 В отношении родноверия можно сделать следующие выводы. Во-первых, попыт­ки неоязычников воссоздать «веру предков» не имеют достаточной историчес­кой основы. Традиция славянского язычества была прервана много веков тому назад, и все современные родноверческие культы являются искусственными и синкре­тическими (что признаётся и многими из самих родноверов). Также следует отметить, что до знакомства с христианством религиозная жизнь языческих народов была сложным путём то поиска Бога (стремление к Нему вложено в человека), то забвения Его и уклонения в магическое общение с падшими духами с целью обрести земное благополучие. Ныне же, когда Истинный Бог нам даровал Себя, всякое уклонение от Него является богоборчеством, следствие которого – вечная погибель, т.к.  человек по своей воле отказывается от жизни с Богом. Не секрет, что многие нео­­­язы­чники, в т.ч. и родноверы, сознательно противопоставляют себя христианству.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности».

Примечательно, что в родноверческих обрядовых практиках на первое место выступает их магическая, оккультная сторона. Можно утверждать, что родноверие является в гораздо большей степени именно магией, а не религией. При этом Сварог, Перун, Велес — эти и прочие наименования не так уж важны. Важно то, что человек, становясь родновером, начинает жить в общении с падшими духами.

Господь наш Иисус Христос всегда радуется возвращению когда-то отвернувшихся от Него людей. Именно к этому призывает Церковь заблудившихся.

Литература

В родноверческих организациях имеется своя литература, как до­ступная всем, так и закрытая для «внешних» людей. Существуют изда­ния агитационного характера, предназначенные для распространения неоязыческой идеологии и вовлечения новых людей. Примеры: Ав­деев Б. В. «Преодоление христианства», Иванов А. «Христианская чума», Истархов А. В. «Удар русских богов», фильм «Игры богов».

Рекомендуемая литература:

  • Что думают учёные о «Велесовой книге» / Сост. А.А. Алексеев – СПб.: Наука, 2004. 
  • Васильев М. Неоязычество на постсоветском пространстве (Рецензия на сборник статей «Неоязычество на просторах Евразии»).
  • Гайдуков А. Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ), С. -Петербург, 1999.
  • Гринько В. Неоязычество: религия или завуалированная форма политического радикализма?
  • Шнирельман В. А. Возвращение арийства: научная фантастика и расизм // «Неприкосновенный запас» 2008, №6 (62).

 

 

 

Добавить комментарий

Администратор


Храм Преображения Господня

2011