О благодатном Таинстве Соборования

В страну моей души нельзя без виз…
Границы охраняются надёжно.
Попасть в неё без искренней любви и настоящей дружбы невозможно!

Святая Церковь есть источник Божественной благодати, которая исходит по безграничной щедрости и величайшему милосердию Божию и подаётся изобильно на всякого человека, стремящегося вобрать в себя эту живительную силу, питающую душу человеческую и ведущую в жизнь Вечную. Конечно, эту благодать невозможно увидеть простым взором через человеческое зрение, но есть видимая часть её, открывающаяся нам через Таинства церковные.

В дни Великого Поста особенно поднимается роль и значение покаяния, как видимого символа изменения воли человеческой в сторону следования воли Божией. Конечно, смысл покаяния не может меняться от того, что сегодня пост а завтра его нет. Но особенное значение оно приобретает в тот момент, когда всё настроено для совершения покаяния. Все Таинства имеют своей целью сообщить кающемуся человеку некий дар, помогающий ему в этом благом делании. Человек, стремящийся исцелиться от тех ран, которые он наследовал от прародителя или нанёс себе сам через грех, получает видимое исцеление, отображённое в его покаянии. Каждое Таинство несёт в себе то благодатное действие, направленное на изменение воли человеческой. Таковым является и Таинство святого елея (освящённого масла), которое по народной традиции принято называть соборованием, связанного от количества священников, участвующих в этом Таинстве.

По своему названию мы видим, что тем видимым носителем Божественной благодати выступает масло. Оно уже с древних времён было признано как лечебное средство и использовалось при лечении поверхностных или внутренних ран. А в соединении с красным виноградным вином ещё выступало как противомикробное средство. И это очень символично, так как Таинство соборования имеет своей целью излечить видимые раны человеческие, нанесённые той или иной болезнью, но ещё важнее показывает саму причинность того или иного заболевания, которая кроется в самой природе человеческого существа – началом всякого недуга является греховная склонность человека, вошедшая в его природу после грехопадения праотца Адама.

Часто страдающие неким телесным недугом и прибегающие к соборованию пытаются быстро избавиться от него и несколько разочаруются не достигнув последнего. И вот как раз здесь важно уяснить, что эти наши недуги являются неким напоминаем о нашей греховности, которая путём излечения видимого недуга никуда не исчезает, а лишь ещё более укореняется в наше и без того страждущее естество, вызывая ещё большие муки. Так что же делать? Надо осознать важную истину для всех совершающих постно-покаянное делание – не может быть быстрых и головокружительных результатов в начале пути! По слову отцов-подвижников, грех, который мучает нас, нам же и помогает, ибо через него мы видим своё настоящее положение, а не то, которое хотели бы обнаружить. Грех невозможно исцелить одним лишь воодушевлением, для этого необходим постоянный и кропотливый молитвенный труд через пост и покаяние. А Таинства выступают видимым и целительным воспомоществованием, укрепляя нас и даруя ту силу, которая будет питать нашу волю, исправляя её во благо. Таинство святого елея как раз и несёт в себе этот спасительный заряд, укрепляя наше изнемождённое тело грехом и подавая ему то лекарство, исцеляющее его и, главное, устраивая наше помышление в сторону творения воли Божией, а все наши болячки будут видимым свидетельством этого спасительного шествия. Уподобимся же в этом делении тому, кто ясно видел смысл его, говоря «Аз язвы Господа моего на теле моем ношу» (Гал.6:17) Не правы те, кто видит в Таинстве соборовании лишь только врачебную пользу – само Таинство имеет в себе ту силу, которая подаётся тем, кто следует узкой дорогой покаяния и несёт бремя своих страданий, принимая их так, как некогда принял их Христос Спаситель.

Добавить комментарий



Храм Преображения Господня

2011